Підшипники кулькові радіальні
Радіальні кулькові підшипники (шарикопідшипники) – найбільш поширений тип підшипників, так як вони різнобічно застосовні і являють собою сприятливе співвідношення ціни і можливостей.
Радіальні шарикопідшипники сприймають радіальні і осьові сили; вони придатні також для високих частот обертання. Радіальні шарикопідшипники – нероз'ємні. Можливість саме установки підшипників невелика. Радіальні шарикопідшипники з ущільненнями не вимагають спеціального догляду і спрощують конструкції підшипникових вузлів.
Підшипники сприймають радіальні і осьові навантаження, що діють в обох напрямах уздовж осі валу і що не перевищують 70% невикористаного допустимого радіального навантаження.
У порівнянні з іншими типами підшипників кочення радіальні однорядні шарикопідшипники працюють з мінімальними втратами на тернина і, отже, допускають найбільшу частоту обертання. Співвісності посадочних місць під радіальні однорядні шарикопідшипники повинна бути витримана в таких межах, щоб перекіс зовнішніх кілець щодо внутрішніх не перевищував 10-15' навіть при збільшеному зазорі в підшипнику.
Сепараторы радиальных однорядных шарикоподшипников в основном штампованные с центрированием по телам качения. В подшипниках, работающих в особых условиях (например, с частотой вращения, выше допустимой), а также в некоторых крупногабаритных подшипниках применяют массивные сепараторы из антифрикционных материалов: бронзы, латуни, текстолита, алюминиевых сплавов и др. Массивные сепараторы обычно центрируются по бортам наружных колец.
Стандартные исполнения
Радиальные шарикоподшипники изготавливаются как в открытом исполнении, так и с защитными шайбами и контактными уплотнениями с двух сторон. Открытые подшипники также могут изготавливаться с кольцевыми выточками на наружном и внутреннем кольце для защитных шайб и контактных уплотнений.
Зазор подшипника
Выпускаются подшипники, как с нормальным зазором, так и с радиальным внутреннем зазором больше или меньше нормального.
Самоустановка
Возможность само установки радиальных шарикоподшипников относительно мала, поэтому должна обеспечиваться соосность посадочных мест. Перекосы ведут к неблагоприятному ходу движения шариков и вызывают в подшипнике дополнительные контактные напряжения, сокращающие срок службы. Для того чтобы дополнительные напряжения оставались в определенных границах, у радиальных шарикоподшипников – в зависимости от нагрузки – допустим лишь незначительный угол перекоса.
Минимальная нагрузка
Для того чтобы все шарико - и роликоподшипники удовлетворительно работали, на них постоянно должна воздействовать определенная минимальная нагрузка. Это особенно важно, когда подшипники работают при высоких скоростях, когда силы инерции шариков и сепаратора, а также трение в смазочном материале могут оказывать отрицательное воздействие на условия качения в подшипнике и вызвать проскальзывание шариков по дорожке качения.